Путешествие в
Воронеж

История воронежских церквей


В Воронеже к 1615 году было 7 приходских церквей и один Успенский монастырь, прихожан насчитывалось 850 дворов, а к моменту учреждения самостоятельной Воронежской епархии (1682 год) насчитывалось 15 церквей, 3 монастыря и 996 дворов прихожан. Большинство воронежских церквей были построены в 12-18 веках деревянными, а затем на их месте либо рядом строились каменные. 17 век характерен широким размахом каменного строительства , многие из них сохранились к 1917 году как полностью, так и сильно перестроеными. Все воронежские храмы являлись замечательными памятниками архитектуры. Со времени Петра I господствовал стиль барокко. Им представлены Никольская , Введинская церкви. Строительство времен Екатерины и Александра I - это эпоха классицизма, которая получила широкое распространение и является излюбленным, почти единственным стилем воронежских зодчих первой половины 19 века (Троицкий собор, Покровская церковь девичьего монастыря). В конце 19 века и в начале 20 века были созданы Казанская церковь в селе Отрожка и Владимирский собор. В результате церковного строительства к началу нынешнего столетия Воронеж является значительным религиозным центром России. После гонений на церковь в годы гражданской войны первая половина 1920 годов была относительно спокойным периодом в истории религиозной жизни Воронежа. Начавшаяся с конца 20-х годов антицерковная компания не сопровождалась массовым разрушением храмов. Закрывались церкви в центре города (все три монастыря и множество церквей), а на окраинах и в бывших слободах они действовали вплоть до конца 1930-х годов. Большинство воронежских храмов не были разрушены в годы Великой отечественной войны, как это традиционно считалось, а были уничтожены на рубеже 1950-1960 годов. В Воронеже было 3 монастыря : Митрофановский, Акатов, Покровский, которые являлись замечательными памятниками архитектуры и истории, имели свой неповторимый облик. Но, к сожалению, до наших времен сохранился и продолжает свою работу, но уже как женский лишь один - Акатов монастырь. На месте Митрофановского монастыря был построен главный корпус университета. А территория бывшего Покровского девичьего монастыря застроена частными домами в районе улиц Сакко -и -Ванцетти. Таким образом, город лишился замечательных архитектурных памятников. Основное количество церквей расположено в приречной части города, но в 19 веке церкви стали строится и в других районах, как правило, на окраинах. Несмотря на быстрый рост города в этот период, число вновь построенных церквей незначительно. Церкви Воронежа являлись не только высотными доминантами, так необходимыми любому городу, но и являлись необходимой составной частью духовной жизни, организующим звеном своего периода. При каждой церкви имелись школа и часто богадельня. В больницах, детских приютах, тюрьмах было обустроено не менее 20 церквей. В городе существовало 3 часовни. Стояли и иноверческие храмы: католический костел, иудейская синагога, протестанская кирха. Из 33 зданий, каждое из которых представляло собой памятник архитектуры, служба продолжается в Покровском кафедральном соборе, в Никольской, Казанской и Успенской церквях, в Алексеевско-Владимирском монастырском храме. Переданы епархии и восстанавливаются Алексеевский монастырь и Введинская церковь, ждет своего часа Богоявленская. Высятся заброшенными громадами Воскресенская и Спасская церкви. Перестроены до неузнаваемости либо сохранились частично Пятницкая, Христорожденственская на Придаче, Печерская монастырская и пророка Самуила кладбищенской церкви. Некоторые церкви до сих пор не используются по своему прямому назначению и находятся в бедственном состоянии. Полностью или фрагментарно уцелели 18 церквей, остальные 15 уже не существуют.

Материал подготовлен выпускницей школы-лицея N 27 Сойменовой Наташей.



Митрофан,

святой, первый епископ Воронежский. Родился в 1623 году, умер в 1703 23 ноября. В 1682 году, когда царь Федор Алексеевич, оберегая тишину церкви от потрясения и расколов, указал умножить число епархий, игумен Митрофан был первым посвящен в епископы на открывшуюся тогда Воронежскую кафедру. До прибытия к своей пастве он присутствовал при венчании на царство государей Иоанна и Петра Алексеевичей 25 июня того же года и при этом торжестве поднес патриарху на золотом блюде венец царя Петра. Воронежской епархией управлял он 21 год. Уделяя из доходов архиерейского дома на общую пользу, Митрофан пожертвованиями, увещеваниями и настоянием способствовал сооружению в Воронеже первого русского флота, который был использован при покорении крепости Азов. Петр I, признательный к усилиям сего архипастора, оказывал ему отличное уважение.Узнав о кончине святителя, он поспешно прибыл в Воронеж к погребению, и вместе с сановниками понес на своих плечах гроб Митрофана до места могилы.

Писатели Голиков, Щекатов и другие, упоминая о превом епископе Воронежа, рассказывают, что однажды Петр I, приехав в Воронеж, желал по какому-то делу объяснится с первосвященным и приказал позвать его в свой небольшой дворец, построенный на одном из островов реки Воронеж. Пред воротами и на дворе этого дворца были поставлены статуи языческих богов, в числе коих стояла и венера. Святитель, увидев сии изображения, не вступая в ворота, возвратился домой. Донесли о том государю.Он вторично послал за епископом, но пастырь отвечал, что пока царь не прикажет снять идолов, соблазняющих народ, он не может взойти в его дворец. Петр I велел напомнить ему, что ослушники царя подвергаются смертной казни." В жизни моей царь властен",-сказал посланному святитель,-" но неприлично православному государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца, и так он охотнее примет смерть, нежели присутствием своим почтит кумира". Монарх, любя и почитая сего пастыря, перенес терпеливо эту укоризну. Между тем Митрофан, полагая казнь свою неизбежной, начал приготовления к смерти, и приказал благовестить. Услышав церковный звон, государь спросил:"Какой завтра праздник?" - и узнав, что нет никакого, велел спросить у самого архиерея о причине благовеста. Ответив. что епископ готовится к смерти за ослушание царю, столько же удивился, сколько развеселился государь. Он тотчас приказал снять статуи и приказал звать к себе благочестивого пастыря. святитель благодарил его не столько за пощаду жизни, сколько за ниспровержение соблазнительных истуканов.

Максимально близкий пересказ по книге "Словарь исторический о русских святых" 1862 года издания, город С.-Петербург.




на начало