Одновременно
с учреждением Пермского наместничества императрица Екатерина II 31 марта 1781
года собственноручно подписала указ о переводе в новоучрежденный город Пермь
мужского Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря. После официального
упразднения монастырские постройки были разобраны и материал по Каме перевезен
в Пермь.
Под обитель отвели Слудскую гору. на которой, за исключением
небольшого пространства, называемого Сенькиным полем, находился густой
еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного деревьев по краю
камского берега и над речкой Медведкой.
Прежде других зданий в 1793−1798 годах возвели жилой корпус и в нем устроили келейную церковь во имя св. Стефана, просветителя
Земли Пермской.
|
|
|
Дом построен в стиле русского классицизма (предположительно,
архитектором Г. X. Паульсеном). В дальнейшем здание подвергалось реконструкции: первый раз - архитектором Г. П. Летучим, второй -
архитектором А. Б. Турчевичем.
С начала 1930-х годов здесь, в главном здании Архиерейского
дома, располагается областной краеведческий музей. (Звериный стиль).
Однако вернемся в конец XVIII века. В 1798 году была проведена закладка Спасо-Преображенского
кафедрального собора, автором проекта которого, предположительно, был
М. Ф. Казаков или его ученики. Постройка его продолжалась более 30 лет
и закончилась в 1832 году.
В 1819 году был закончен летний храм собора во славу Преображения Господня,
а в 1820-м - теплый храм во имя св. Стефана.
В летнем соборе был поставлен иконостас, взятый из Пыскорского монастыря. Иконы в теплый собор были
пожертвованы президентом Императорской Академии художеств, графом
А. С. Строгановым.
В 1818 году на паперти собора заложена массивная
колокольня, которая проектировалась архитекторами Л. Руска и П. Т. Васильевым.
Окончательный вариант колокольни выполнен архитектором И. И. Свиязевым.
Работы по возведению 67-метровой колокольни велись более 14 лет.
В свое время кафедральный собор расписывали художники
Угрюмов, Егоров, Шебуев, Боровиковский, Базилевский, профессора живописи Орлов
и Верещагин, лучшие местные крепостные живописцы Казаков и Лодейщеков.
В 1931 году, в связи с передачей здания бывшего Кафедрального собора
Пермскому музею
для размещения там художественной галереи, был составлен проект его
перепланировки архитектором Н. A. Шваревым. В конце 50-х годов здание
пережило еще одну реконструкцию (архитектор Д. Я. Рудник).
В 1921 году в Перми открылась выставка собранных картин, рисунков, фарфора и
скульптур, в 1922 года был открыт Пермский художественный музей. Основателями
его являются пермские искусствоведы и прекрасные знатоки местной старины
Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов. В результате экспедиции 1923 года
было найдено 248 самобытных деревянных скульптур. Почитание изображений богов,
изваянных из дерева, ведет начало с дохристианских языческих времен - от идолов.
Православная церковь свергла старых богов. Но, приведенные к новой вере,
коренные уральцы вырезали из дерева богов, себе подобных, с типичными лицами
коми-пермяцких крестьян.
(Пермские боги)
|