Галерея.

Одновременно с учреждением Пермского наместничества императрица Екатерина II 31 марта 1781 года собственноручно подписала указ о переводе в новоучрежденный город Пермь мужского Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря. После официального упразднения монастырские постройки были разобраны и материал по Каме перевезен в Пермь.

Под обитель отвели Слудскую гору. на которой, за исключением небольшого пространства, называемого Сенькиным полем, находился густой еловый лес. Его вырубили, оставив для будущего сада немного деревьев по краю камского берега и над речкой Медведкой. Прежде других зданий в 1793−1798 годах возвели жилой корпус и в нем устроили келейную церковь во имя св. Стефана, просветителя Земли Пермской.

 

Дом построен в стиле русского классицизма (предположительно, архитектором Г. X. Паульсеном). В дальнейшем здание подвергалось реконструкции: первый раз - архитектором Г. П. Летучим, второй - архитектором А. Б. Турчевичем. С начала 1930-х годов здесь, в главном здании Архиерейского дома, располагается областной краеведческий музей. (Звериный стиль).

Однако вернемся в конец XVIII века. В 1798 году была проведена закладка Спасо-Преображенского кафедрального собора, автором проекта которого, предположительно, был М. Ф. Казаков или его ученики. Постройка его продолжалась более 30 лет и закончилась в 1832 году.

В 1819 году был закончен летний храм собора во славу Преображения Господня, а в 1820-м - теплый храм во имя св. Стефана. В летнем соборе был поставлен иконостас, взятый из Пыскорского монастыря. Иконы в теплый собор были пожертвованы президентом Императорской Академии художеств, графом А. С. Строгановым.

В 1818 году на паперти собора заложена массивная колокольня, которая проектировалась архитекторами Л. Руска и П. Т. Васильевым. Окончательный вариант колокольни выполнен архитектором И. И. Свиязевым. Работы по возведению 67-метровой колокольни велись более 14 лет.

В свое время кафедральный собор расписывали художники Угрюмов, Егоров, Шебуев, Боровиковский, Базилевский, профессора живописи Орлов и Верещагин, лучшие местные крепостные живописцы Казаков и Лодейщеков. В 1931 году, в связи с передачей здания бывшего Кафедрального собора Пермскому музею для размещения там художественной галереи, был составлен проект его перепланировки архитектором Н. A. Шваревым. В конце 50-х годов здание пережило еще одну реконструкцию (архитектор Д. Я. Рудник). В 1921 году в Перми открылась выставка собранных картин, рисунков, фарфора и скульптур, в 1922 года был открыт Пермский художественный музей. Основателями его являются пермские искусствоведы и прекрасные знатоки местной старины Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов. В результате экспедиции 1923 года было найдено 248 самобытных деревянных скульптур. Почитание изображений богов, изваянных из дерева, ведет начало с дохристианских языческих времен - от идолов. Православная церковь свергла старых богов. Но, приведенные к новой вере, коренные уральцы вырезали из дерева богов, себе подобных, с типичными лицами коми-пермяцких крестьян. (Пермские боги)