Архитектура
Архитектура города Напишите нам письмо
Для тех, кто любит много читать
Кратко, но ясно
Архитектура города
Культура
Образование
Наука
Экономика
Природа
Об авторах
Вернуться в начало

Тихонова пустынь Тихонова пустынь (26148 bytes)
    Примерно в 10 километрах от железнодорожной станции "Тихонова Пустынь" расположена обитель преподобного Тихона Калужского чудотворца.
    Основателем монастыря был преподобный Тихон. Свое служение он начал в Москве, где в Чудовом монастыре поступил в монахи. Оттуда Тихон удалился на берега речки Вепрейки, впадающей в Угру. Жилищем ему служило дупло исполинского дуба. Питался он дикорастущими травами и плодами, а воду брал из колодца, который выкопал своими руками. Скончался старец приблизительно в 1492 году. Когда он основал монастырь неизвестно, хотя имеются сведения, что он построил храм во имя Пресвятой Богородицы, в котором и был погребен. Спустя 50 лет после смерти Тихона уже именуют преподобным, а на церковном соборе 1551 года он был причислен к лику святых.
    До революции Тихонова пустынь имела много различных построек, но за годы советской власти большинство из них значительно пострадало. Ныне монастырь действует и проводит большие восстановительные работы. Монастырю принадлежит величественный, построенный в византийском стиле Успенский храм начала XX века. Он сооружен в упоминание о первом соборном храме монастыря.
    Примерно в трех километрах от обители находится источник с чудодейственной водой, возле которого устроена купальня. До 1838 года в особой часовне находился дуб, в котором жил преподобный Тихон Калужский

Пафнутьев боровский монастырь Пафнутьев боровский монастырь (33593 bytes)
    В трех километрах от центра Боровска, недалеко от места впадения речушки Истермы в реку Протву, окруженный холмами, стоит главная достопримечательность города - древний Пафнутьев Боровский монастырь. В XVI и в первой половине XVII веков это был один из основных и сильно укрепленных пунктов на юго-западном рубеже Московского государства.
    Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 году. В 1444 Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 год принято считать годом основания Боровского монастыря. Пафнутий скончался в 1477 году, а в 1547 был причислен к лику святых.
    Маленький монастырь, став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, довольно быстро рос и богател. В конце XVI века, опасаясь войны с Польшей, Московское правительство укрепляет монастырь и возводит мощные крепостные стены. В польском "Дневнике событий Смутного времени" в записи, относящейся к 1610 году, указано, что "монастырь был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом была глубокая вода и окопы".
    Одна из летописей 17 века повествует, что когда Лжедмитрий Второй осадил монастырь, он встретил сильное сопротивление и только благодаря измене двух воевод смог ворваться на территорию монастыря. Но защитники под предводительством князя Волконского не прекращали сопротивления и все были убиты под стенами собора. В память об этом подвиге в 1777 году город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке.
    В настоящее время протяженность крепостных стен составляет 673 метра. Основу боевой устойчивости монастыря, как средневекового фортификационного сооружения, составляют 6 башен: Тайницкая, Входная, Сторожевая, Оружейная, Георгиевская, Круглая.
    Древнейшее из сохранившихся до наших дней зданий, - трапезная 1511г. - является первым, которое видит посетитель, войдя в монастырский двор. Это средневековая палата для совместных трапез братии начала XVI века. Необычайно параден северный торец здания с довольно широкой лестницей, ведущей через лоджию, перекрытую крестовыми сводами, к главному входу в палату. К восточной стороне трапезной палаты примыкает небольшая квадратная в плане, бесстолпная церковь Рождества Христова, отличающаяся красивыми очертаниями свода на распалубках. Пятиярусная колокольня, возведенная в конце XVII века, пристроена к трапезной с севера. Искусной обработкой фасадов, колонками с перехватами, поставленными на углах, ширинками парапетов и междуярусных поясов, разнообразными наличниками окон, обрамлениями арок звонов и горизонтальными рядами многоцветных изразцов она контрастирует с величаво простым обликом трапезной.
    Собор Рождества Богородицы выстроен в конце XVI века на месте разобранного белокаменного, освященного самим Пафнутием. Точная дата строительства кирпичного пятиглавого четырехстолпного храма с двумя приделами не установлена. Реставрационные работы в 70-х годах нашего века вернули древнему собору его величавый вид.
    Миниатюрная одноглавая бесстолпная Ильинская церковь 1670 года в северной части монастырского двора составляет единый комплекс с одновременно возведенной больничной палатой. К трехэтажному корпусу летних настоятельских келий XVII века, почти вплотную примыкающему к северной крепостной стене, в 1760-1763 году пристроили бесстолпную одноглавую церковь Митрофания.

Оптина пустынь Оптина пустынь (21077 bytes)
    Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в XV веке. До XVIII века его материальное состояние было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха - оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. Со всех сторон России стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся "пустынники" - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать "старец" (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России.
    От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль прекрасной монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере - церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге - Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке - Владимирская.
    За монастырской рощей расположен скит. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, "дабы навсегда он был закрытым". Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи(1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.
    С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В значительной степени на материале Оптиной написан "Отец Сергий" Л.Н.Толстого. Ф.М.Достоевский приехал в Оптину сразу после тяжелой драмы - смерти сына в 1877 году. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в "Братьях Карамазовых" возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.У Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М.Н.Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино.

Николаевский черноостровский монастырь Николаевский черноостровский монастырь (25314 bytes)
    На северо-востоке Малоярославца на нагорном берегу реки Лужа расположен Николаевский Черноостровский монастырь. Называется он так потому, что расположен на Черном холме. Когда и кем основан монастырь, неизвестно, но упоминание о нем относится к началу XVII века, а, значит, в XVI веке он уже существовал. Есть предположение, что монастырь основан в конце XV века, а строителями его были князья Оболенские.
    Долгое время монастырь стоял в бедности и только в 1800 году стараниями уроженца Малоярославца московского купца Целибеева, внесшего 20 тысяч рублей и снабдившего его утварью, он возобновил свою религиозную деятельность.
    Однако едва устроившейся обители пришлось жестоко пострадать в суровую годину Отечественной войны 1812 года. Во время сражения 24 октября монастырь несколько раз переходил из рук в руки, и здания его сильно пострадали: церковь была ограблена, деревянные постройки сожжены, везде были навалены трупы. Особенно пострадали каменные въездные ворота, на фронтоне которых был изображен лик Спасителя: вокруг него все было избито картечью и изрешечено пулями, но ни одна из них не коснулась самого лика.
    Монастырь восставал из руин на средства частных жертвователей. Снова пришел на помощь купец Целибеев, передавший 70 тысяч рублей. Среди других жертвователей встречается донское казачье войско. Император Александр I, "приняв во внимание героические заслуги монастыря, неоднократно переходившего в руки неприятеля и наконец сделавшегося местом достославной победы, высочайше повелел выдать из казны пособие на исправление монастырских зданий 10 тысяч рублей".
    Главный храм монастыря во имя святого Николая воздвигнут "в память героев, павших у стен оного монастыря в войну 1812 года за веру, царя и отечество". Храм был освящен в день Бородинской битвы 26 августа 1843 года. Высота его около 45 метров, построен он в византийском стиле и отличается величественностью. Монастырь обнесен каменной оградой, в святых воротах которой находится лик Спасителя. В воротах до сих пор зияют следы от ядер и картечи: император Николай I запретил их ремонтировать, а к столетию сражения на воротах была укреплена доска с надписью - "язвы 1812 года".
    Ныне монастырь принадлежит церкви и в нем идет религиозная жизнь. Проводятся большие реставрационные и строительные работы.

Шамордино Шамордино (28734 bytes)
    Создание Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни связано с деятельностью иеросхимонаха, старца Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни, преподобного Амвросия, который в 1870 - 1880 годах участвовал в создании целого ряда монастырских женских общин, главным образом для неимущих женщин. Деньги на строительство были пожертвованы богатейшим московским купцом, чаеторговцем Перловым (владельцем всем известного "китайского чайного домика" на Мясницкой).
    Для строительства монастыря было выбрано изумительное по красоте место на высоком берегу Серёны. Вот как писал о расположении монастыря Владимир Солоухин: "Я вообще не видел нигде такого места, как в Шамордине. Ну, бывают пригорки, холмы, увалы и дали, бывают луга с извилистой через них рекой, но чтобы все это было представлено в таком исполнении - редко, исключительно. Я не видел".
    Кроме главного храма, поражающего своими масштабами и красотой, были возведены усыпальница, трапезная, больница, корпус для сестер, "футляр" для кельи Амвросия. При пустыни имелась школа, типография, мастерские художественного рукоделия, фотографии, живописи, по чеканной работе, золочению и другие. В Шамординском монастыре Амвросий организовал благотворительные заведения: приют на 60 девочек-сирот, приют на 10 калек, женскую богадельню, больницу для бедных с бесплатным лечением и лекарствами, странноприимный дом. Здесь же, в своей келье, он и скончался 10 октября 1891 года.
    Двадцать один год провела в Шамординском монастыре Мария Николаевна Толстая - сестра Л.Н. Толстого, к которой он приезжал в 1890 и 1910 годах. В 1890 году Толстой начал здесь работу над повестью "Хаджи -Мурат", а его последний визит в Шамордино состоялся за несколько дней до смерти - после ухода из Ясной Поляны, перед самой болезнью на станции Астапово.
    За годы советской власти монастырь и его основные постройки сильно пострадали. В главном храме располагалось сельскохозяйственное училище. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск. Ныне в монастыре возобновлена религиозная жизнь. Ведутся обширные восстановительные работы.

Палаты Коробовых Палаты Коробовых (22717 bytes)
    Одним из редких образцов "палатной архитектуры" конца XVII века являются хорошо сохранившиеся до наших дней палаты Коробова. Свое название здание получило по имени первого владельца - калужского купца Кирилла Ивановича Коробова, бывшего в то время земским старостой.
    План дома ничем не отличается от типа деревянных построек. Это те же два сруба на подклетях, с сенями и крыльцом. Оба этажа покрыты сомкнутыми сводами и имеют одинаковое расположение. Дом сложен из крупного кирпича. Для укрепления фасада применен лекальный кирпич.
    В 80-х годах XIX века дом принадлежал военному министру Е.В. Сухозанет, а позднее перешел в собственность города. С 1897 года в доме помещался губернский исторический музей и работала губернская ученая архивная комиссия.
    Дом имеет еще название "дом Марины Мнишек", которая будто бы жила в нем вместе с Лжедмитрием, - но это не соответствует действительности, так как он построен значительно позднее.
    Ныне в доме размещена одна из экспозиций областного краеведческого музея.

Церковь покрова "что на рву" Церковь покрова
    Церковь Покрова, "что на рву" - старейшее здание Калуги. Наименование храма, заменившего в 1687 года старую деревянную церковь, напоминает о проходившем здесь некогда крепостном рве вдоль северо-восточной стены деревянного кремля.
    Храм поражает своим богатым кирпичным "узорочьем" в сочетании со строгостью древнерусских архитектурных форм. Рельефные карнизы, декоративные кокошники, пышные наличники окон церкви характерны для московского зодчества середины XVII века. Выразительны крыльца "о четырех столбах" на южном и северном фасаде. Приземистые столбы - кубышки поддерживают двойные арочки с белокаменной висячей гирькой. Форма и расположение глав церкви говорит о том, что они были построены уже в XVIII веке. В это же время построена и красивая восьмиугольная колокольня.
    На внутренних стенах храма до сих пор сохраняется великолепная роспись стен. Специалисты, обследовавшие росписи, датируют их XVII веком.
    Назначение храма в годы Советской власти было поистине уникальным - с 1935 года до самого последнего времени здесь размещался инкубатор!

Церковь святого Георгия "что за верхом" Церковь святого Георгия
    Строительство церкви святого Георгия, "что за верхом", относится к 1700 - 1701 годам. Она построена на месте деревянного храма купцом Коробовым в стиле построек, характерных для времени правления царя Алексея Михайловича.
    Храм двухэтажный - с летней верхней и зимней нижней церковью. Здание храма, увенчанное пятиглавием, очень изящно и пропорционально. Монументальная аркада, которая тянется вдоль боковых фасадов нижней церкви, поддерживает застекленную галерею, окружающую с трех сторон верхнюю церковь. Первоначально галерея была открытым гульбищем. В ней до настоящего времени сохранился пол, выстланный белокаменными плитами, со значительным уклоном к наружной стене. В 1776 году гульбище превратили в крытую галерею-паперть.
    Колокольня трехъярусная, со стройным пирамидальным шатровым верхом. Разместив "слухи" в четыре ряда по всем граням шатра, зодчий заставил казаться его почти невесомым. Постепенное уменьшение размеров и пышности каждого ряда "слухов" создает дополнительный зрительный эффект.
    В 1767 году "украсися настоящая церковь стенным писанием", которое было "поновлено" в 1883 году. Сейчас трудно судить о качестве первоначальной росписи. В верхней церкви сохранился прекрасный пятиярусный иконостас 1770 года.
    Храм оставался действующим почти все годы Советской власти. В верхнем этаже расположен придел во имя Воздвижения, в нижнем находятся приделы во имя святого Георгия, во имя особо чтимой иконы "Утоли печали" и во имя Иоанна Предтечи. Недавно для храма были отлиты новые колокола.

Церковь святого Николая, что на козинке Церковь святого Николая, что на козинке (36599 bytes)
    Церковь во имя святого Николая, записанная в описи 1626 года как "церковь Никола Чудотворец в городе же", первоначально стояла на городской площади в крепости. В Козью слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775 - 1779 годах на общественные пожертвования и построена каменной.
    Главный объем церкви - бесстолпный, увенчан маленькой главкой на стройном барабане. В 1844 году к церкви была пристроена трапезная и построена колокольня, которая стала доминантой всего ансамбля. Выдержанная в традициях древнерусского зодчества, она хорошо сочетается с древним храмом. Три яруса увенчаны сверху мощной шлемообразной главой, сияющей червонным золотом.
    Почти все годы церковь оставалась действующей. Этим объясняется хорошо сохранившийся интерьер и настенные росписи. Многие калужане и поныне выбирают ее для отправления религиозных обрядов.

Каменный мост Каменный мост (25328 bytes)
    Одним из наиболее интересных архитектурных объектов Калуги является Каменный мост через Березуевский овраг. Этот мост построен при первом губернаторе Калужского наместничества Кречетникове и является по мнению известного краеведа Д.И.Малинина крупнейшим из виадуков России.
    Проект моста разработан учеником Д.В. Ухтомского, известным русским архитектором П.Р.Никитиным. Длина моста около 160 метров, высота более 20 метров. Сооружение моста окончено в 1785 году, после чего на нем было построено 28 каменных лавок. Мост опирается на 15 крупных каменных арок, 3 из которых (в центре) сделаны в два этажа. В 1910 году на мосту сделана настилка из железобетона.
    Овраг, через который проходит каменный мост, укреплен насаждениями по распоряжению губернатора Смирнова. По дну оврага протекал ручей Березуйка. С моста открывается прекрасный вид на Оку.

Кафедральный собор Кафедральный собор (17122 bytes)
    Строительство нынешнего кафедрального собора во имя Живоначальныя Троицы было начато в 1786 году по указанию императрицы Екатерины Второй, на что было выделено 30 тысяч рублей. Собор строился на месте старого деревянного собора, построенного в 1686 году. Автором проекта был губернский архитектор И.Д. Ясыгин. Его проект предусматривал строительство первого в России купола диаметром в 24 аршина (около 17 метров) без всяких побочных креплений. Это вызвало некоторый переполох в рядах столичных архитекторов, поскольку строившийся в это же время Казанский собор в Петербурге имел только 15-метровый бесстолпный купол. И все же строительство собора было успешно завершено в 1811 году, несколько опередив столичный шедевр. Окончательная отделка началась лишь в 1815 году (помешала война с французами).
    До революции в соборе хранились 11 знамен калужского ополчения, отличившихся в войну 1812 года. Кроме того, хранилось знамя Азовского пехотного полка, установленное в 1866 году в память о подвиге калужанина, унтер - офицера Азовского пехотного полка С.А. Старичкова, спасшего это знамя в Аустерлицком сражении 1805 года.
    После революции собор использовался различными советскими организациями. Одно время в нем размещалась детская спортивная школа. Сейчас собор возвращен церкви и в нем проводятся большие восстановительные и реставрационные работы.

Церковь Космы и Домиана Церковь Космы и Домиана (33730 bytes)
    Единственный в Калуге архитектурный памятник в стиле барокко - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Великолепна композиция основного объёма храма: по углам стройного двухъярусного четырехгранника поставлены четыре сильно выступающие экседра, переходящие выше в круглые башенки - барабаны боковых глав. Апсида церкви сильно выступает вперед. К трапезной примыкает пятиярусная колокольня.
    Постройка в 90-х годах XVIII века в Калуге барочного храма, когда для архитектуры губернских городов был характерен классицизм, позволяет предположить, что к возведению церкви по ранее утвержденным планам долго не приступали. Весь архитектурной облик церкви позволяет считать автором проекта одного из учеников знаменитого петербургского зодчего В.В. Растрелли (а, может быть, и его самого?).
    Калужским архитекторам удалось вписать замечательный старинный памятник в ансамбль современной площади Победы - он прекрасно просматривается с разных точек. Четко вырисовываются на фоне неба силуэты церкви с необычным пятиглавием, напоминающем связку толстых гигантских свечей, и колокольни, которая кажется очень легкой благодаря аркам звонов, прорезающим три ее яруса.

Присутственные места Присутственные места (25757 bytes)
    Здания присутственных мест Калужской губернии строились с 1780 по 1787 годы при правлении первого губернатора М.Н. Кречетникова по проекту П.Р.Никитина. В них была размещена вся сложная масса екатерининских губернских учреждений. Строительство зданий обошлось в крупную по тем временам сумму - более 200 тысяч рублей.
    Присутственные места включали в себя несколько зданий, соединенных арками, в которых разместились: наместническое правление, приказ общественного презрения, совестной суд, зала для общественных собраний, часть духовно - епархиальных органов. В одном из корпусов в 1812 году размещался военный госпиталь. Первоначально вдоль фасадов всех трех корпусов шли открытые галереи, с 1838 года постепенно превратившиеся в закрытые помещения.
    В настоящее время в одном из корпусов находится резиденция архиепископа Калужского и Боровского Климента.

Усадьба Золотарева Усадьба Золотарева (20795 bytes)
    Городская усадьба конца XVIII - начала XIX века купца Золоторева по своему художественному решению позволяет отнести этот памятник архитектуры к школе М.Ф. Казакова, однако подлинный его автор неизвестен.
    Незначительная ширина участка затрудняла решение задачи, поставленной перед архитектором. Излюбленный в те годы прием устройства парадного двора с главным домом в глубине и боковыми флигелями был здесь неприемлем. Талантливый зодчий смело поставил жилой дом по красной линии улицы, пристроив к обеим его торцам величественные ворота, зрительно увеличивающие протяженность здания и придающие ему торжественный вид. Создав две великолепные въездные арки с колоннами и горельефами, как будто одинаковые, а фактически разной высоты, автор сумел блестяще использовать сложный рельеф местности.
    Тщательно продумана и планировка территории за главным домом. По границе двора, друг против друга, поставлены жилой флигель и каретник, разные по композиции фасадов, но равные по протяженности и высоте. Сзади двор эффектно замыкается крытой галереей с двойной колоннадой тосканского ордера.
    Внутреннее убранство дома тоже очень красиво. В основном оно выполнено известной московской мастерской С.П.Кампиони в 1807-1808 годах. Росписи стен и потолков, мраморные колонны, пилястры, высокохудожественные барельефы, инкрустированный пол - все это работы первоклассных мастеров.
    Ожидалось, что именно в этом доме в 1775 году остановится Екатерина II во время посещения Калуги. Затем усадьба была местопребыванием Николая I и других лиц августейшего семейства.
    Весь архитектурный ансамбль хорошо сохранился. Ныне в нем размещается Калужский областной краеведческий музей - один из старейших в России.

Усадьба Билибина Усадьба Билибина (27557 bytes)
    Самобытность и очарование Калуге во многом придают построенные в начале девятнадцатого века дома - усадьбы ампирного стиля. Пожалуй, самый известный из них был построен в 1809-1810 годах купцом Билибиным и послужил прототипом многих купеческих домов в Калуге.
    Главный дом, отделенный от улицы небольшим двориком, два боковых флигеля, поставленные по красной линии, и объединяющая их красивая кованая ограда на высоком цоколе являют образ дворянской усадьбы, характерной для Москвы начала XIX века. Очень интересен оригинальный прием обработки главного фасада: шесть колонн тосканского ордера, выделяющие центральную часть второго этажа, поставлены на сильно выступающую белокаменную плиту. Изящные балясины между колоннами имитируют ограждение балкона. Великолепные лепные аллегории живописи, скульптуры и архитектуры украшают пространство между капителями.
    На главном фасаде находятся два совершенно одинаковых крыльца под железными зонтами. Одно ведет в парадные сени, откуда по лестнице поднимаются на второй этаж; второе - в сени, откуда можно пройти в помещения нижнего этажа, а по деревянной лесенке попасть на второй и на антресоли. Убранство парадных комнат нарядно, но лишено утонченной изысканности. Основную роль в нем играет роспись потолков и широких фризов стен, а также декоративные колонны.
    Этот очень красивый и уютный особняк дошел до нас без существенных переделок. До революции в одном из флигелей, примыкавшем к его ограде, купец Корчагин содержал библиотеку и книжный магазин. Сейчас весь комплекс принадлежит Калужскому областному художественному музею.

Гостиный двор Гостиный двор (22051 bytes)
    Знаменитый калужский Гостиный двор построен по проекту известного архитектора Петра Романовича Никитина, работавшего в Калуге с 1776 по 1784 год. В плане он представляет собой четырехугольник. Строительство Гостиного двора продолжалось до 1823 года, когда под руководством губернского архитектора И.Д.Ясныгина были возведены последние пять корпусов. Всего же он насчитывал четырнадцать корпусов и предназначался для торговой деятельности.
    При общей классической композиции Гостиный двор поражает своеобразно переработанными архитектурными формами и мотивами русского зодчества допетровского времени и средневековой готики. Недаром некоторые исследователи приписывают авторство этого комплекса знаменитому зодчему В.И. Баженову. Декор фасадов (белокаменные пирамидки, белые обрамления стрельчатых арок) придает облику ансамбля удивительную жизнерадостность. Очень красива перспектива спускающихся под гору корпусов.
    Гостиный двор за время своего существования часто перестраивался, некоторые арки, соединявшие корпуса, были разобраны. Ныне он полностью восстановил свои первоначальные функции - в нем работают многочисленные торговые предприятия Калуги.

Дворянское собрание Дворянское собрание (45549 bytes)
    Здание Дворянского собрания было построено по проекту и под наблюдением калужского губернского архитектора И.И. Таманского в 1848 - 1850 годах.
    Оно массивно, с большим подъездом, на колоннах которого установлен балкон. В средней своей части здание трехэтажное, боковые части двухэтажные. Окна второго этажа центральной части с фронтончиками. На всем корпусе во втором этаже стоят между окон белые пилястры - на красном фоне с красивым орнаментом капителей. Внутри здания большие красивые залы.
    С 1858 года здесь проходили заседания Комитета по устройству быта помещичьих крестьян, активными участниками которых были декабристы П.Н.Свистунов, Г.С.Батенков, Е.П.Оболенский. Дворянское собрание было постоянным местом проведения любительских спектаклей, литературно - музыкальных вечеров, концертов приезжих знаменитостей. В 1877 - 1880 годах здесь выступал композитор Н.Г.Рубинштейн, а в 1885 году - С.И.Танеев. В 1925 году (уже в зале Дворца труда) дал концерт Л.В. Собинов. С 1899 года в здании Дворянского собрания регулярно проводились художественные передвижные выставки.
    В 1917 году здание было передано профсоюзам и стало называться Дворцом труда, а с 1936 года там размещался Дворец пионеров. Теперь это Дворец творчества юных.

Памятник деревянной архитектуры Памятник деревянной архитектуры (27449 bytes)
    Совершенно уникальной разновидностью архитектурных памятников Калуги являются деревянные строения прошлого века, чудом уцелевшие от огня и разрушений. К такого рода памятникам относится комплекс деревянных хозяйственных построек во дворе дома № 40 по улице Кирова - сараев, конюшни, каретника, амбара, кладовых, объединенных одной композицией.
    Входы-ворота в различные отсеки акцентированы арками, опирающимися на попарно поставленные по обе стороны проема четыре колонны-бревна. Полукруглые слуховые окна в арках служили лазом на чердак, где был сеновал или хранились товары. Несмотря на утрату центральной, более высокой и особенно эффектной части ансамбля, этот своеобразный памятник деревянного зодчества начала XIX века и в своем настоящем виде совершенно уникален. Среди подобных сооружений можно упомянуть, пожалуй, лишь деревянные сараи в Вологде и Тамбове.

Усадьба В.Д.Поленого Усадьба В.Д.Паленого (33511 bytes)
    Государственный музей - усадьба Василия Дмитриевича Поленова расположена недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой. Это красивый белый трехэтажный дом с крутыми скатами кровли. Строительство дома завершено более ста лет назад в 1892 году по проекту самого Василия Дмитриевича.
    В основу планировки здания положен принцип, по которому был построен дом родителей художника. Как и там, внизу располагались общие комнаты - столовая, библиотека, кабинет В.Д.Поленова. Второй этаж предназначался для мастерской художника и кабинета его жены, Натальи Васильевны.
    В экспозиции портретной комнаты представлены многие предметы, имеющие историческую и художественную ценность. Так, например, экспонируются шкаф и синяя стеклянная солонка в серебряной оправе, принадлежавшие Г.Р. Державину. Примечателен еще один экспонат - бокал из сервиза Наполеона, - трофей, привезенный из похода 1812 - 1813 года дедом художника генерал - майором Алексеем Васильевичем Войковым. Здесь же представлены портреты членов семьи Поленова, коллекция русского и западноевропейского фарфора, коллекция египетских и греческих древностей, собранных отцом художника Д.В. Поленовым.
    Экспозиция столовой посвящена народному творчеству. Интересны изделия кустарных промыслов тогдашней России: бытовая утварь, резная игрушка, предметы домашнего обихода, привлекавшие художника своей декоративностью и мастерством исполнения.
    Библиотека - самая большая комната музея с оригинальным, типично "поленовским" интерьером. В интерьере библиотеки преобладают элементы готики: деревянный готический потолок, готическая мебель. Здесь хранится коллекция западноевропейской и русской живописи.
    Комната, из которой открывается вид на Оку и заречные дали, - кабинет Василия Дмитриевича Поленова. В кабинете размещены коллекция старинного оружия, доспехи французского воина 16 века, археологическая и палеонтологическая коллекции, собранные художником. Здесь же, как и во всех других комнатах музея, хранится большое количество живописных произведений.
    Мастерская - самая большая комната второго этажа. Из ее окон открывается вид на парк и Оку. В мастерской экспонируется картина "Христос и грешница", этюды и рисунки, связанные с созданием этого прекрасного полотна. Василий Дмитриевич воспитал славную плеяду учеников, впоследствии ставших знаменитыми художниками. Наиболее талантливыми из них были К. А. Коровин и И.И. Левитан. Их работам посвящена экспозиция "комнаты учеников".
    Поленов был также автором проекта церкви в деревне Бехово, построенной в начале XX века. Она представляет собой сочетание романской и древнерусской архитектуры и прекрасно вписывается в приокский пейзаж. Просторный окский плес ниже Тарусы, широкая перспектива заливных лугов, открывающаяся с высокого холма за деревней Бехово, пламя осенних кленов и золото берез прибрежного леса покорили сердце художника.

Посетите сайт 6-й школы