икерова юдмила иколаевна
доцент кафедрыинформатики и методики преподавания математики Воронежского государственного педагогического

университета

Возрастные психо-физиологические особенности изучения информатики
у детей разных возрастных групп

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека.

Учитель добьется успехов в воспитании и обучении детей, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, взгляды, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма.

Учитель должен учитывать все эти критерии. Например, при однообразной работе понижается активность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности (здесь необходимо учитывать возрастные физиологические показатели). К психологическим критериям возрастного развития относятся особенности ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности. например, ведущей формой познавательной деятельности шестилетнего ребенка является чувственное познание, конкретно-образное мышление. это нужно учитывать при определении содержания и методов обучения первоклассников и дошкольников.

В настоящее время отчетливо проявляется тенденция введения предмета информатики в младшие классы общеобразовательных школ. Хотя настораживает тот факт, что часто решение о введении данного предмета в школьный план начальных классов обуславливается лишь наличием учебного компьютерного класса. Целью курса информатики при данном подходе является обучение детей работе на компьютере, используя его в качестве тренажера или демонстратора. Однако информатика- это наука о способах получения, накопления, обработки, передачи и представления информации и не сводится лишь к овладению навыками работы на компьютере в пользовательском режиме. Человек на протяжении всей своей жизни работает с информацией. Ребенок обрабатывает информацию на каждом уроке. Казалось бы, почему нельзя обучить работе с информацией на имеющихся в школьном курсе предметах, почему необходим новый курс? Что он должен внести нового в учебный процесс и каково его содержание? Многие педагоги и психологи считают, что практически каждый учитель учит основам преподаваемой им дисциплины, а не мышлению, и что в школе нет предмета, который бы учил задавать вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, выдвигать гипотезы, приводить информацию в систему. Такой предмет необходимо начинать изучать как можно раньше, так как у старшеклассников стиль и образ мышления уже достаточно сформирован и изменить его трудно. В связи с этим имеется много сторонников изучения информатики в младших классах. При этом цель курса - научить ребенка работать с информацией и, в частности, развить алгоритмическое мышление. В настоящее время разработаны и выпущены такие пособия по информатике для младших школьников, как: “Алгоритмика” (Звонкин А. К. и др.), “ Информатика в младших классах Машина Поста” (Мылов И. В., Духлянова В. Л.), “Информатика для малышей” (Дубинина В. В.) и др. Большинство из этих авторов придерживаются позиции, что занятия по формированию навыков алгоритмического мышления принесут ученикам большую пользу вне зависимости от того, используется при этом компьютер или нет. Хотя авторы и не отказываются от применения вычислительной техники в процессе обучения и тем более на уроках информатики, но рассматривают компьютер и программы не как цель, а как средство обучения.

В некоторых регионах информатика преподается и в детских дошкольных учреждениях. Изучение любого предмета тесно связано с возрастом обучаемого. Возрастом регулируется не только набор тем и их содержание, но и методики и стили изложения материала. Задачи педагогики и методики усложняются в связи с созданием новых образовательных учреждений, таких как “детский сад - колледж”, “детский сад - школа”, “детский сад - школа - вуз”. В этих учрежденияхорганизуется единый образовательный процесс, начиная с четырех летнего возраста. На учебных занятиях дети знакомятся с первоначальными математическими, лингвистическими, информационными и другими понятиями. Для этого создаются специальные учебные пособия.В этих условиях формируется и развивается интеллектуальная, волевая, эмоциональная готовность ребенка к систематической учебной деятельности.

При отборе методик, ориентируясь на возраст детей, учащихся можно разделить на три возрастные группы.

1 возрастная группа. Это дети возраста со средней группы детского сада до 4 класса школы. (4-10 лет).

Эту группу можно также подразделить на две подгруппы: детский сад (2 – 3 группы), начальная школа (1 – 4 классы).

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

Учитель, работающий в дошкольном учреждении, должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста специфику организации занятий с каждой возрастной группой. Учитель-воспитатель должен уметь организовывать учебную жизнь воспитанников с учетом их возрастного развития и индивидуальности.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. все это входит в структуру чувственного познания как дополнительные и вспомогательные элементы. Дошкольник умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира.

Дошкольный возраст - время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру.

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Однако для этого необходима специальная учебная деятельность. Сформировавшийся у дошкольника этап чувственного познания достаточен для дальнейшего овладения общественно-историческим опытом человечества за исключением одной стороны этого опыта - науки.Ребенка нужно обучать в школе для того, чтобы сформировать абстрактное мышление и придать ему ведущее значение на этапе школьного обучения, когда ребенок овладеет важнейшей стороной общественно-исторического опыта человечества, обеспечивающего научно-технический прогресс.Поскольку элементы абстрактной мысли формируются задолго допоступления в школу, с

точки зрения сформированности логических операций ребенка можно обучать с 6 лет, с 5 лет, и в более ранние сроки. Однако овладение систематическими научными знаниями требует определенного уровня готовности личности: умения управлять своим поведением, настойчивости, трудолюбия, упорства, логики рассуждений, интереса к познанию мира, потребности в знаниях. В современном обществе ребенок таковым становится примерно в 6 лет.

В детском саду (средняя, старшая и подготовительные группы) дети не могут долго сосредотачиваться на одном предмете, их внимание становится рассеянным, если какой-либо объект долго находится в их внимании. В связи с этим, занятия любых кружков и проведение уроков по математике, информатике и др. предметам поводятся не более чем по 15 – 20 минут в день с большими перерывами (1,5 – 2 часа). Т. к. игра является ведущей деятельностью дошкольника, то изучение информатике должно проводиться в игровой форме, в основном делая упор на алгоритмы, логические и развивающие игры.
Эти же темы можно продолжить изучать и в начальной школе (или с них начать в начальной школе, если информатика ранее не изучалась).

По возможности можно комбинировать подвижные игры с настольными или “настенными” (т.е. на плакатах или доске).

При рассмотрении алгоритмизации необходимо дать детям понятие алгоритма, конечно же, на интуитивном уровне. Примеры приводить жизненные и сказочные. Например, можно на плакате (или доске) нарисовать схематично план местности, по которой муравей несет в муравейник соломинку. На его пути встречаются препятствия в виде поваленных сучков, вырытых норок и злобных ос. С помощью детей можно также на плакате или доске написать (нарисовать с помощью стрелочек) схему движения муравья по тропинке. Причем, можно разработать такие маршруты разной длинны и уровня сложности. На первых уроках можно рассказать сказку о муравье и муравейнике, в котором он живет, затем вместе с детьми выполнить несколько уже составленных ранее алгоритмов движения муравья по схеме местности, разбирая параллельно условные обозначения на плане и в алгоритмах, а уже после этого предложить детям составить алгоритм движения муравья вместе с Вами. Вначале, это будут простые маршруты, а затем маршрут движения должен удлиняться и усложняться.

Такие занятия можно разнообразить внедрением в урок подвижных игр. Например, в игровой комнате с помощью детей Вы строите макет участка леса, по которому предстоит двигаться муравью. В качестве материала подойдут игровые кубики, стулья, столы, гимнастические скамейки и т.п. Выбираете “муравья”, “осу” и других действующих лиц и выполняете составленный алгоритм вместе с детьми и действующими персонажами. Поверьте, эта часть урока будет самой шумной и самой продуктивной!

Аналогично можно составлять алгоритмы “Посадка на Луну”, где в качестве объекта перемещения выступает космический корабль, а ему на пути встречаются космические пираты, метеориты, планеты и всякие другие небесные тела; “Ежик в тумане”, где необходимо провести ежика с яблоком (или без) к соей норке (или к яблоку и обратно); и т.п.

При изучении алгоритмизации можно предложить детям составить алгоритмы постройки дома, рисования звездочки и др.

Для развития ориентации на плоскости детям необходимо предложить логические игры “Собери картинку”. В настоящее время получили распространение настольные игры типа “пазлы”. Они развивают не только навыки пространственного ориентирования, но и основы логического мышления. Но здесь есть одно “НО” – пазлы стоят довольно дорого для детского сада (если это не частный детсад или “элитный”). В таком случае Вам помогут детские рисунки или старые детские книжки с картинками. Такой рисунок можно наклеить на плотную бумагу или картон и разрезать на несколько частей. В зависимости от возраста детей, таких частей будет тем больше, чем старше дети. Можно вместе с детьми нарисовать на обороте неразрезанной картинки множество линий и, опять же, вместе с детьми разрезать картинку по этим линиям.

Следующим этапом в изучении информатики может стать объемное конструирование. Оно направлено опять же не только на развитие объемного восприятия, но и на развитие логического мышления, как и плоскостное конструирование. Для этих целей служат известные конструкторы “ЛЕГО”. Но, опять также, как и в случае с пазлами, такие конструкторы очень дорого стоят. Вспомним о наших добрых старых знакомых, с которыми мы дружили в своем детстве: деревянные или пластмассовые кубики, конструктор “СТРОИТЕЛЬ”. Можно привлечь к работе и родителей. Некоторые папы (а иногда и мамы!) могут своими руками сделать кубики, цилиндрики и другие фигурки из любого подручного материала – веток, сучков,старых ящиков, коробок. Главное – это развитие фантазии у родителей.

О младшем школьном возрасте (6 - 10 лет) можно говорить как о наиболее сложном и противоречивом периоде развития личности. Ребенок в 1 классе по своим физическим и психическим качествам по существу является дошкольником, а к IV классу у него появляются черты подростка со свойственными этому возрасту противоречиями и сложностями.

Будет ли подросток хорошо учиться, будут ли конфликтные ситуации в его воспитании, зависит не от физиологических особенностей возраста, а от того жизненного пути, который он пройдет в начальных классах, от тех качеств личности, которые будут у него сформированы. Учитель, воздействуя на младшего школьника, руководствуется специальной системой обучения и воспитания, выдержанной в содержании программных знаний, умений и навыков, в планах и мероприятиях по воспитательной работе. Эти воздействия носят объективный характер, здесь ребенок выступает в роли объекта воспитания. Программы обучения и воспитания предусматривают определенный уровень интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического

развития младшего школьника. Однако известно, что младшие школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям, т.е. фактически получают неодинаковый уровень развития. От чего это зависит? Прежде всего от самого ребенка. От того, как он проявляет себя в учебе, во внеклассной работе. У каждого ребенка есть черты, соотношение которых определяет его индивидуальность. Ребенок действует не только по указаниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. В этом отношении ребенок проявляет себя как субъект воспитания. Для успешной реализации поставленных идей учитель постоянно должен видеть учебный и воспитательный процесс в школе глазами ученика:

  • не только то, какие знания он должен дать, но и то, какие знания получил каждый ученик;
  • не только объективную необходимость знаний для ученика, но и субъективное отношение ребенка к этим знаниям;
  • не только объективно оценивать знания, результаты обучения, но и видеть своеобразие мышления каждого ученика;
  • не только организовывать и проводить воспитательные мероприятия, а видеть их положительное, нейтральное или, возможно, даже отрицательное влияние на моральный облик ученика.

Недостатки в усвоении знаний младшим школьником можно преодолеть, если у него сформированы нравственные и волевые качества личности: трудолюбие, старание, упорство, настойчивость, желание учиться, ответственность.
Приступая к обучению и воспитанию шестилетних детей в школе, учитель добьется успеха, если ребенок будет для него не только объектом воздействия, но и индивидуально развивающейся личностью, тонко реагирующей на все ситуации школьной жизни. Сложный и противоречивый путь проходит становление мотивов учения, склонностей ребенка, интересов, связанных со школой. При поступлении в школу все дети хотят учиться, все смотрят на школу, как на школу радости. Однако многих ждет разочарование, трудности, которые ребенок не всегда может самостоятельно преодолеть. Оказывается, что некоторым не интересно писать палочки, произносить звуки, слоги, сидеть смирно в течение урока. Если вовремя не заметить этого субъективного отношения ребенка к учению, то может сформироваться труднопреодолимая негативная реакция. Шестилетний ребенок, переступая порог школы, несет с собой представления о ярком мире. Этот понятный, интересный, доступный для ребенка мир в процессе формирования абстракций исчезает. Мысль ребенка замыкается на счетных палочках, звуках, буквах, слогах. Переход от чувственного этапа познания к абстрактному сложен и труден для младшего школьника, особенно первоклассника. Знание особенностей возрастного развития шестилетних детей помогает учителю разрешить возникающие противоречия. Морфологическое и функциональное развитие шестилетних детей является незавершенным, поэтому первоклассник менее устойчив к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, менее вынослив, быстро утомляется. Костная и мышечная системы позволяют шестилетним детям совершать сложные движения: бег, прыжки, метание, подвижные игры. Однако костная система находится у них в стадии формирования; интенсивно развиваются мышцы, кости, скелет, хрящевые зоны; продолжается срастание швов, формируется позвоночный столб, укрепляется подъем стопы. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но недостаточно сформированы мелкие мышцы спины, стопы, кистей рук. Поэтому для шестилетнего ребенка нежелательны длительные статические напряжения, поднятие тяжестей, монотонные движения.

Упражнения для тонких движений пальцев рук способствуют формированию отделов мозга, ответственных за речевые функции. У шестилетнего ребенка интенсивно развиваются такие свойства нервной деятельности, как сила, подвижность, уравновешенность процессов. Однако возбуждение преобладает над торможением. Ребенку трудно сдерживать себя. Поэтому опытный учитель внимателен и терпелив по отношению к ребенку, он знает, что непослушание может быть следствием большой реактивности и подвижности ребенка. У детей шестилетнего возраста малая устойчивость внимания, неумение управлять своим поведением наступает часто в силу истощаемости нервных клеток коры больших полушарий. При больших учебных нагрузках наступает “охранительное торможение”. Оно проявляется в двигательном беспокойстве, отвлечении внимания. У детей в этом возрасте сформированы рефлексы подражания, копирования. Поэтому в учебной деятельности с шестилетними детьми важна форма, стиль, манера объяснения и поведения учителя. Ребенок становится дисциплинированным, отражая в деятельности учителя систему предъявляемых к нему требований, у него формируется опыт управления своим поведением. Учебная деятельность требует постоянного волевого напряжения, упорства, трудолюбия, работоспособности. Произвольные волевые действия доступны для шестилетнего ребенка. Однако он не выдерживает длительного напряжения. Поэтому смена видов деятельности, способов учения, игровые моменты при изучении учебного материала необходимы в работе учителя. Они облегчают учебный труд шестилетних детей. Очень важно отношение детей к школе, к учению. Если ребенок желает учиться, с радостью идет в школу, тогда ему легче сосредоточиться, легче преодолеть трудности, учебная книга становится доступнее и понятнее. Под влиянием трудностей в усвоении знаний, особенно в процессе овладения абстракциями, у первоклассника понижается интерес к школе. Это одна из причин падения интереса к учению во II и III классах. Опытный учитель видит нарастающие противоречия и пытается их разрешить занимательностью, творчеством, связью обучения с местной природой, прогулками, экскурсиями, вовлечением детей в активную работу. Шестилетний ребенок имеет определенный стиль, способы, манеру общения с детьми, взрослыми, родителями. Однако общение в школе носит специфический характер.

Здесь нужно понимать точку зрения другого, уметь помочь товарищу, быть лидером или подчиненным в зависимости от возлагаемых учителем обязанностей. Не всегда ребенок готов к подобным формам общения. Это вызывает трудности в формировании детского коллектива. С первых дней пребывания в школе учитель выявляет межличностные отношения детей, лидеров и зависимых в группе, что позволяет ему управлять отношениями детей, их общением в классе. Благодаря различным видам деятельности и умелому распределению между детьми обязанностей и поручений, можно сформировать коллектив, приносящий радость общения детям, способствующий преодолению недостатков в поведении детей и развитию преимуществ. В младшем школьном возрасте ребенок формируется всесторонне. Нельзя считать, что главное для него – учебная деятельность, показатели успеваемости, а все остальное прилагается. Главное в формировании личности ученика начальных классов – взаимосвязь умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Недостатки в усвоении знаний младшим школьником преодолеть можно, если у него сформированы нравственные и волевые качества личности: трудолюбие, старание, упорство, настойчивость, желание учиться, ответственность. Если же ребенок не обладает такими качествами, если в начальной школе они не сформированы, то повысить качество знаний, достичь высоких показателей обучения чрезвычайно сложно. Младший школьный возраст – это период, когда нужно формировать полноценные качества личности. Одна из причин конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в том, что в начальной школе у ребенка сформированы качества личности, которые нужно перевоспитывать.

Все сказанное выше напрямую связано с приемами и методами обучения информатике в младших классах. Что касается содержания курса, то, в том случае, когда курс информатики получает продолжение в начальной школе, следует продолжить развивать выбранные направления (алгоритмизацию, конструирование и др.) расширяя их тем, что дети уже умеют читать, писать и производить операции с числами. При этом, часть материала будет повторяться, а часть - изучаться впервые. Здесь может добавиться словесная запись алгоритмов, алгоритмы работы со строками и числами. Если иметь связь с курсом математики в начальной школе, то вполне возможно составление алгоритмов для решения текстовых задач и однотипных примеров (что окажет помощь и в изучении математики). Уроки изобразительного искусства также можно проводить с использованием компьютеров.

В том случае, когда с информатикой дети знакомятся впервые в начальной школе, следует просто проходить ускоренную программу детского сада в первый год обучения, а далее программа не будет практически ничем отличаться от изложенной выше.

При положительном отношении к использованию вычислительной техники в процессе обучения и новому курсу информатики мы считаем необходимым соблюдением следующих требований:

- во-первых, главным должен быть принцип “не навреди”, т. е. прежде, чем ввести новый предмет, необходима уверенность в том, что учащиеся при этом не будут перегружены. Для внедрения компьютерной техники в учебный процесс необходимо ее соответствие санитарно-гигиеническим нормам детей данного возраста;

- во-вторых, должен соблюдаться грамотный подход к преподаванию предмета и использованию вычислительной техники. Речь идет о компетентности учителя. Необходимы педагоги, информационно грамотные и профессионально готовые к общению с учащимися (знание возрастных особенностей детей и методики работы с ними).

Информатизация нашего общества упирается не только в технические проблемы (оснащение оборудованием и программами), но и в проблему воспитания грамотных педагогов. В большинстве школ в настоящее время занятия по информатике в начальных классах ведут в основном учителя информатики, которые владеют своим предметом, но не имеют специальной подготовки для работы с детьми младшего школьного возраста, не владеют методикой работы с ними. Как правило, эти педагоги не учитывают психические особенности учащихся начальной школы, поэтому возникает много проблем и в организации занятий, и в усвоении детьми материала. Хотя по своей сути предмет должен выполнять интегрирующую функцию, учителям информатики трудно найти связи нового предмета с базовым курсом начальной школы и различными методиками обучения

Например, А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина и другие разработали программу нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы. Программа носит название “Информатика в играх и задачах”.

Авторы программы заводят речь о компьютерах только в старших классах, применительно к практическим аспектам обучения. Действительно, задача обучения навыкам пользования компьютером - это не задача информатики как науки, это задача обучения полученным жизненным навыкам, которую, возможно, следует решать либо на уроках “Технологии“, либо подчиняясь стереотипам на уроках “Информатики“ выделяя для этого часть времени. Однако в процессе изучения информатики, как науки (особенно в начальной школе) компьютер необходим не более чем на уроках математики или русского языка. Авторы не считают необходимым подключение компьютеров к процессу обучения (тем более что речь идет о детях, часто неразумно перегруженных теле- и видеоиграми). Если же тем не менее, у школы есть в наличие хорошие компьютеры, программы, помогающие изучению того или иного предмета, методики работы с этими программами, то можно применять компьютеры в качестве технического средства обучения (в разумных пределах). Для этого совместно с ассоциацией “Компьютер и детство“ авторами разработана компьютерная поддержка курсу “Информатика в играх и задачах“ для 1-го класса.

Основная цель курса - подготовка к решению разнообразнейших задач в области информационных технологий - может быть рассмотрена более подробно как совокупность конкретизированных целей:

1) развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с информационными технологиями:

  • применение формальной логики при решении задач (построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если - то”, ”и”, ”или”, ”не” и их комбинаций “если ... и..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач (умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решение задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий; пример такого рода - известная задача про волка, козу и капусту);
  • системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы - “как вы думаете, что будет, если...”);
  • объектно-ориентированный подход (постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает, можно с ним делать“);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой (прежде всего в математике), с которым на сегодняшний день школа недостаточно знакомит или не знакомит вовсе; в начальной школе речь идет о знакомстве с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и др.; несмотря на ознакомительный подход к данным дисциплинам, по каждой из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;
3) формирование у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)

Учебно-методологический материал по курсу состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебных тетради для ученика (по одной тетради на четверть), 4 методических пособия для учителя (по одной тетради на четверть), и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

Комплект № 1 рассчитан на 6-7 летних детей и изучается в 1классе по программе 1-3 и в 1-2 классах по программе 1-4 (в этом случае ученики имеют возможность изучить материал более тщательно, включая в том числе дополнительные необязательные задания). На материалах комплекта №1 проводится подготовка к дальнейшим занятиям, развивается логическое мышление и сообразительность детей. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Начиная с комплекта №2 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом, изучение материала проходит “по спирали” - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждойиз тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой:

1 четверть - алгоритмы,

2 четверть - системы и объекты ,

3 четверть - логика и графы,

4 четверть - построение информационно-логических моделей.

Комплект №2 рассчитан на 8-летних детей и изучается во 2-м классе по программе 1-3 и в 3-м классе по программе 1-4.

Комплект №3 рассчитан на 9-летних детей и изучается в 3-м классе по программе 1-3 и в 4-м классе по программе 1-4.

Материал комплекта №2 не опирается напрямую на конкретные знания комплекта №1, являющегося пропедевтическим, поэтому можно начинать преподавание по курсу сразу с комплекта №2. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса с 1-го класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивать материал курса следующего года обучения.

Еще одним предложением в деле разработки программ по информатике в младших классах явились два авторских курса, предложенных преподавателями г.Новосибирска: “Знакомство с компьютером” (автор Н.А. Ким) (психологическая поддержка уроков проводится практическим психологом Е.А. Камышовой); “Школа Бебиджа” (автор Г.Ф. Коробейникова) (определение психофизического состояния каждого ученика и выдача рекомендаций учителю осуществлялась практическим психологом Е.А. Камышовой).

Курс “Знакомство с компьютером”
Курс не только закладывает основы компьютерной грамотности, но и помогает детям расширить свой кругозор, развить самые разнообразные способности, в том числе и познавательные.
Он основывается на методе обучения, разработанном в значительной степени в исследованиях швейцарского ученого Жана Пиаже. Метод предполагает, что дети “формируют свои
знания “,когда они находятся в таком окружении, где имеют богатые возможности изучать новые для них предметы, манипулировать различными знаниями и решать различные познавательные проблемы.

Цели курса:

- изучение основ компьютерной грамотности;

- формирование представлений об информационной картине, усвоение теоретического материала (история развития ВТ);

- освоение терминологии информатики и ВТ;

- развитие творческих способностей учеников (наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д.) путем решения задач.

Курс обучения разбит на три законченных этапа.

1-й этап: знакомство с теоретическим материалом (результат работы - раскрашенная книжка-раскраска “Урок Вопросика”)

2-й этап: создание детьми эскиза компьютерного города (вначале на ПК, а затем на бумаге)

3-й этап: создание макета Компьютерного города (из бумаги или пластилина на шахматной доске).

Занятия проводятся по следующей схеме.

Учащиеся класса (25-26 человек) делятся на 2 группы, по 12-13 человек. Одна группа занимается по плану учителя начальных классов, а вторая приходит на урок информатики и делится еще на две подгруппы, по 6-7 человек в каждой. Одна подгруппа работает 20 минут с учителем информатики, вторая с психологом. Затем меняются.

Для “глубокого погружения “ школьника в изучаемый предмет используется специально оформленный кабинет, где в наглядной и образной форме отражены основные понятия, связанные с вычислительной техникой. Кабинет, названный компьютерно-игровой площадкой можно условно разделить на 4 зоны:

- карта-схема “Путешествие по компьютерной стране”;

- справочное бюро;

- словарное бюро;

- уголок психологической разгрузки.

Карта-схема “Путешествие по компьютерной стране” представляет собой планшет, на который наклеены пенопластовые геометрические фигуры для игры на заключительных уроках. К геометрическим фигурам крепятся сменные пронумерованные вопросы по пройденному материалу. Их выбор осуществляется с помощью “Волшебного кристалла”, специально изготовленного из икосаэдра с цифрами на гранях. Вокруг планшета закреплены красочные картинки (Картинная галерея), каждая из них - это новый теоретический материал на уроке.

Рядом с картинкой есть стихи, написанные специально для курса “Знаком-ство с компьютером”. Например:

1)Она как новая комета

К нам в жизнь стремительно летит,

А имя просто ей - ДИСКЕТА,

Что информацию хранит.

2)Таких обжор не видел свет

Знакомьтесь - это дискоед!

Не дискоед, а ДИСКОВОД,

Есть у него открытый рот.

И коль не дашь ему дискет,

Голодным будет много лет.

В справочном бюро перечислены вопросы, ответы на которые расширяют кругозор ребенка, например

в какой школе учились дедушки наших дедушек;

откуда взялись буквы в букваре;

почему тетрадка называется тетрадкой? и т.д.

В словарном бюро можно узнать, как правильно написать слова связанные с ВТ, на русском и английском языках.

В уголке психологической разгрузки проводит занятия психолог. Занятия психолога с группой строятся на системе развивающих игр и упражнений.

Первая группа должна психологически подготовиться к занятиям на компьютере, поэтому сначала с ней проводится общая разминка. Задача разминки - поднять мышечный тонус. Вторая группа, пришедшая после занятий на компьютере, начинает занятие с психогимнастики, направленной на снятие напряжения с глаз и других частей тела.

Игра и заинтересованность детей помогают учителю активизировать их внимание, облегчают восприятие нового материала. Придя на занятие, дети попадают в привычный для них мир сказочных героев. Это Вопросик, Лень, Яблокогрыз, Робот, герои диснеевских мультфильмов. Повествование ведется от лица Вопросика, который говорит, что работать на компьютере (именно работать, а не играть) может только грамотный ученик. А грамотным он станет тогда, когда сможет правильно ответить на все вопросы Вопросика. Наша игра на уроке носит не “развлекательно-отвлекательный” характер, а направлена на достижение поставленной цели. Поэтому дети старательнопродвигаются вперед, добросовестно изучая учебный материал, ведь им не терпится быстрее сесть работать за компьютер.

Специально для курса создана книжка-раскраска “ Урок Вопросика “. На рисунке приведены примеры из этой книжки.

Заключительные уроки, на которых учащиеся повторяют пройденный материал, проходят в виде КВН или игры “ Путешествие по компьютерной стране”.

Основные параметры, позволяющие говорить о результативности уроков информатики с психологической поддержкой, таковы:

- успеваемость по информатике и в целом по другим предметам;

- развитие познавательных способностей и мотивации;

- развитие творческих способностей.

Курс “Школа Беббиджа”

“Школа Беббиджа - пропедевтический курс информатики, включающий четыре направления: информационное, компьютерное, алгоритмическое и творческое. Курс получил свое название в память о школе Чарльза Беббиджа. На занятиях детям предстоит не только узнать историю развития методов вычислений и ВТ, научиться кодировать информацию и писать алгоритмы, но и придумать свой компьютер из тех частей и устройств, которые необходимы на субъективный взгляд ученика.

Обучение информатике идет под девизом школы Ч. Беббиджа:

Я услышал и забыл.

Я увидел и запомнил.

Я сделал и понял.

Предполагаемая автором методическая разработка включает:

- программу курса информатики для начальной школы;

- методическое пособие ученика (тетрадь-раскраска, учебник-справочник);

- методическое пособие учителя (поурочные разработки, тесты успешности обучения).

Характеристика курса “Школа Беббиджа “

- независимость от типа ВТ и ППС, имеющихся в конкретной школе;

- органическое переплетение всех направлений обучения в содержании и методике обучения;

- формирование у учащихся совокупности функциональных умений и общеобразовательных знаний, необходимых как при работе на компьютере, так и в беседе о них;

- включение в урок обязательных упражнений по снятию утомления;

- оценка психофизического здоровья ученика на уроке по тетради-раскраске.

Принципы построения программы курса, технология ее реализации.

В “Школе Беббиджа “ все необычно: от формы проведения занятий до тетради, в которой работают дети на занятиях. Материал урока разбит на несколько логически законченных блоков учебной информации, являющихся для ученика предметами, изучаемыми в “Школе Беббиджа”

“Оживлялка”. Комплекс упражнений, позволяющих снять усталость от предыдущих уроков.

“Школоведение”. Вопросы, расширяющие кругозор ребенка.

“Компьютероведение”. Устройство компьютера.

“Цифристика”. История развития методов счета и ВТ.

“Буквография”. Кодирование информации, правописание компонентов компьютера.

“Раскрашка”. Работа с графическим редактором или в тетради-раскраске.

“Алгоритмические этюды”. Количество блоков учебной информации и их содержание определяются учителем в зависимости от цели занятия. Такое построение урока позволяет легко вставлять практические работы на компьютере в блоке “Компьютероведение” по мере появления новых интересных программ для малышей либо проводить безмашинный вариант урока, если загружен кабинет ВТ или нет ППС для начальной школы.

Определение результата обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета в курсе “Школа Беббиджа “ осуществляется через наблюдение, анкетирование, с помощью бесед с учащимися, коллегами, родителями учеников, а также тестовых заданий.

Перейдем к особенностям обучения информатике во 2 возрастной группе.

Это группа объединяет детей с 5 класса по 8. Причем 8 класс можно отнести как к этой группе, так и к следующей. В подростковом возрасте (11 – 15 лет) ребенок переходит от детства к взрослости. Поэтому период называют переходным. Субъективно подросток считает себя взрослым и соответствующим образом ведет себя. Однако он не взрослый, а подросток. Таким он является объективно, таким его считают родители и учителя. Поэтому период возрастного развития еще называют трудным. У подростка возникают качественные изменения в физическом, нравственном, умственном, эстетическом, трудовом развитии и формировании личности. Иногда эти изменения приводят к появлению нежелательных свойств. Причем если они сформированы, подросток сопротивляется педагогическому воздействию. Поэтому возраст называют критическим.

Субъективное состояние взрослости у подростка закрепляется объективными признаками. Наступает половое созревание, возникают интимные влечения к противоположному полу, чувства любви и взаимной дружбы. Ребенок быстро растет, крепнет физически, и хотя его движения угловаты, недостаточно скоординированы, он ощущает в себе силу взрослого. Наблюдается диспропорция в гармоническом развитии органов, что делает подростка временами раздражительным, неуравновешенным, иногда приводит к рассеянности, падению работоспособности.

Подросток начинает жить своим внутренним миром, своими переживаниями, своими мыслями и чувствами. Здесь наиболее важны помощь взрослого, понимание, уважение к его чувствам и стремлениям. Неизбежно возникает конфликтная ситуация, если родители, учителя, взрослые поучают подростка, навязывают ему свои требования, не считаясь с его самооценкой и с тем, как его оценивают окружающие. Конфликтные ситуации возникают в результате противоречий между взрослыми и подростками. У взрослого обычно сохраняется отношение к подростку, как к ребенку, и он не наделяет подростка теми правами, на которые тот претендует, что рождает негативизм подростка. Он, как правило, не отступает от желания иметь свои права и самостоятельность. Обычно конфликт сохраняется до тех пор, пока взрослый не изменит свое отношение к подростку. У подростка формируется убеждение в том, что взрослые или родители относятся к нему несправедливо, не хотят и не могут его понять. Если такая ситуация сохраняется длительное время, то родители теряют авторитет и возможность формировать личность подростка.

В общении для подростка главным становятся его отношения со сверстниками, товарищами, друзьями. Характер этих отношений определяет социальную направленность личности подростка, его положительные качества или возникновение отрицательных. Важнейшими условиями результативности воспитательных воздействий является их соответствие мыслям, переживаниям и чувствам подростков. Субъективный фактор здесь становится определяющим. Подросток сам работает над собой, совершенствует свои качества, соглашается со взрослыми, если считает правильной и достижимой поставленную задачу. Решающее значение в учебной и внеклассной работе в подростковом периоде имеет формирование социальной направленности личности подростка, активной жизненной позиции.

В подростковом возрасте проявляется интерес к рабочим профессиям, формируются научные интересы, художественно-эстетические наклонности. Главное, чтобы эти стремления закреплялись в различных видах доступной трудовой, спортивной, эстетической и другой деятельности. Именно деятельность, удовлетворяющая подростка, его интересы и потребности, стремления, снимает конфликтные ситуации.

Знание, глубокое понимание учителем особенностей подросткового периода позволяют предвидеть перспективу развития каждого ребенка, вовремя выявить негативные стороны в развитии своих учеников и своевременно предпринять меры педагогического воздействия. Жизненный путь подростка во многом зависит от тех качеств личности, которые сформированы в начальных классах.

Что касается материала, который можно рекомендовать для изучения в этом возрасте, то разнообразие учебных программ позволяет выбрать наиболее подходящий набор тем, соответствующий и желанию учителя и возможностям техники. Это может быть программное обеспечение (см. учебник Ю. Шафрина), алгоритмизация начала программирования. Все эти темы хорошо рассмотрены в федеральном и региональных стандартах.

В юношеском возрасте – 15 – 18 лет, в основном заканчивается анатомо-физиологическое созревание организма. Юноша не только подобно подростку желает быть взрослым, но он является таковым. Период юношеского возраста – это пора выбора профессии, овладения профессиями, начало трудовой жизни. Патриотические, нравственные взгляды и убеждения юноши определяют его жизненную позицию, его отношение к труду, его желание быть полезным. Воспитание юноши – это подготовка его к непосредственной трудовой деятельности. Важнейшим является формирование стремления к труду в различных сферах общественного производства. Решающим является непосредственное ознакомление юношей и девушек с профессиями, причем желательно стеми, которые можно непосредственно показать, или с теми, которыми они могут овладеть уже на школьной скамье.

В юношеском возрасте формируемые качества и свойства личности приобретают единство и цельность. Жизненная позиция определяется мировоззрением и убеждениями; отношения к людям – моральными и этическими нормами; стремление к знаниям – научными интересами; тяга к искусству и литературе – эстетическими потребностями и вкусами.

Возникает интерес к семье и семейной жизни. Романтика любви дополняется представлениями о нормах семейной жизни. Однако в этом возрасте сохраняется стремление быть самостоятельным, инициативным, действовать по своему усмотрению. И если не сформированы волевые качества личности, собственные взгляды и убеждения, то юноша или девушка могут попасть под отрицательное влияние товарищей или взрослых. Алкоголь, курение, неправильный образ жизни являются следствием пробелов в воспитании подростков и юношей. Если в подростковом возрасте школьникибольше прислушиваются к собственному “я”, то в юношеском возрасте они активно воспринимают советы друзей, учителей. Юношеский возраст – пора самовоспитания, самообразования, самосовершенствования.

Каждый человек проходит свой путь развития в соответствии с возрастными периодами. Однако, творчески работающий учитель хорошо представляет жизненный путь каждого ученика, видит возможности совершенствования его преимуществ и исправления недостатков ребенка. Не существует среднего ученика, к которому нужно подстраивать всех остальных. Каждый индивидуален. Но в каждом возрастном периоде существуют общие требования к воспитанию и развитию ребенка. Если ученик уступает общим требованиям, необходимо конкретно выявить, какое качество недостаточно сформировано и в силу каких причин. Тогда будет легче наметить путь совершенствования или исправления. Если ребенок превосходит в развитии своих сверстников в конкретных качествах и свойствах, то нужно содействовать дальнейшему развитию этих качеств. Даже если у ученика высоко развиты например, математические способности, в совокупности показателей он, как правило, остается в пределах свойственного ему возрастного периода развития. Учителю следует чутко относиться к каждому ребенку, каждому ученику, исходить из идеала, к которому нужно стремиться подвести каждого ученика.

Программный материал, предлагаемый стандартами для изучения в старших классах очень разнообразен и зависит в первую очередь от машинного парка школы, профиля класса и количества часов, отведенных на информатику. Здесь встречаются и алгоритмизация и программирование, пользовательские аспекты, вычислительная математика и многое другое (см. стандарты).

 
  E-Mail as...

Copyright© 2003-2005

Микерова Л.Н.
Питинов А.В.