икерова юдмила иколаевна
доцент кафедрыинформатики и методики преподавания математики Воронежского государственного педагогического

университета
Текстовые редакторы.

Изучения темы (2 - 8 - 16ч).

Прежде чем приступить к изучению непосредственно редактора, необходимо дать учащимся понятие о некоторых объектах и терминах, с которыми они столкнутся в процессе работы: текст, документ, символ, строка, абзац, красная строка (отступ), страница, поля, колонтитулы, параметры страницы, межстрочный интервал, межбуквенный интервал, выравнивание, форматирование, шрифт, начертание, размер шрифта, фрагмент, редактирование, объект, переносы слов. Некоторые понятия, например, "абзац", "красная строка", полезно дать заранее проконсультировавшись с учителем русского языка или литературы на предмет ранее изученного или на повторение русского языка.
Вот, например, какие определения можно предложить ученикам:

("Большая энциклопедия Кирила и Мефодия")
  • АБЗАЦ (нем. Absatz),
 1) отступ в начальной строке текста.
 2) Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке.
  • АБЗАЦ, –а, м.
1. Красная строка, отступ в начале строки. Начать писать с абзаца.
2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть первый а.
  • ФРАГМЕНТ (от лат. fragmentum — обломок, кусок), часть произведения искусства, отрывок текста.
  • СТРОКА. Ряд слов, букв или иных знаков (напр. нотных), написанных в одну линию.
  • КРАСНАЯ СТРОКА—1) первая строка абзаца с отступом; 2) заголовочная строка, имеющая с обеих сторон равные отступы (спец.).
  • СТРАНИЦА, –ы, ж. Одна сторона листа бумаги в книге, тетради.
  • ЛИСТ. Единица измерения печатного текста (спец.). Печатный л. (оттиск на одной стороне бумажного листа форматом 60 х 90 см). Авторский л. (текст в 40 000 печатных знаков).
  • ПАРАМЕТР, –а, м. (спец.). Величина, характеризующая какое–н. основное свойство машины, устройства, системы или явления, процесса.
  • ШРИФТ. Форма письменных или печатных знаков.
  • ШРИФТ (нем. Schrift), в полиграфии — комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит (латинский, русский, арабский, греческий и др.), а также цифры и знаки. Шрифты различаются характером рисунка (см. Гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (см. Кегль).
  • ГАРНИТУРА шрифта, характеризует рисунок шрифта. В данной гарнитуре шрифты могут отличаться размером (кеглем), начертанием (прямой, курсив и др.), насыщенностью (светлый, полужирный и др.).
  • ИНТЕРВАЛ  –а, м.Промежуток, расстояние между чем–н.
  • КОЛОНТИТУЛ (от фрац. colonne — столбец и титул), заголовочные данные, помещаемые над текстом страницы (иногда сбоку, внизу) книги, журнала, газеты. При многоколонном наборе — отдельно для каждой колонки текста.
  • КЕГЛЬ (кегель), в полиграфии — размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики (свободные пространства над и под очком). Измеряется в пунктах (в России 1 пункт = 0,3759 мм). Некоторые кегли имеют название: бриллиант, диамант, перл, нонпарель, миньон, петит, боргес, корпус, цицеро, миттель, терция, текст.
  • КУРСОР (от англ. cursor — указатель), подвижный знак, воспроизводимый ЭВМ на экране дисплея и отмечающий (идентифицирующий) его рабочую точку.
  • ФОРМАТ (от лат. formo — придаю форму), в полиграфии — линейные размеры (длина и ширина или высота) печатной формы, листа бумаги, книжного блока и т. п., выраженные в метрических или типометрических (см. Типометрия) единицах.
  • ТЕКСТ -

  • В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.

     В полиграфии: основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц).
  • ПОЛЯ -  обычно мн. Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи.
Одним из первых редакторов, с которым можно познакомить детей - это встроенный редактор программной оболочки (вызываемый обычно по нажатию клавиши F4). Полезно вначале ознакомиться с постейшими редакторами, работающими, например, под DOS, а затем с более сложными, такими, как MICROSOFT WORD и т.п..

Перечислим порядок тем, которого можно придерживаться при изучении текстовых редакторов:

  • Вызов или запуск редактора.
  • Внешний вид.
  • Интерфейс.
  • Работа с файлами.
  • Создание текста и простейшее редактирование.
  • Форматирование, работа с абзацем.
  • Работа с шрифтами (если имеются).
  • Межстрочный интервал.
  • Параметры страницы.
  • Работа с фрагментами: выделение, перенос, копирование, изменеие стиля, удаление.
  • Работа с таблицами: вставка, работа со столбцами/строками, вставка столбцов/строк, изменение параметров ячейки, обрамление и заполнение
  • Работа с графикой.
  • Работа с объектами.
При изучении разных тем, желательно комбинировать подход к их изучению. Например, при ознакомлении с различными шрифтами можно сначала научить детей изменять стиль шрифта, а затем показать разные возможности редактора в области шрифтов на заранее созданном примере. При изучении графики полезнее вначале показать на примерах возможности редактора, а затем приступить к самостоятельной работе с графикой. При выполнении лабораторных и практических работ для экономии времени (например, при работе со страницами и большими таблицами) полезно дать учащимся уже созданный текст в виде шаблона для последующей его модификации. По возможности давать ученикам задание, которое затем можно распечатать и подарить ученикам. Например, расписание уроков, обложка на тетрадь. Это будет стимулировать учащихся, вызовет у них интерес,но к сожалению это  связано с некоторыми как техническими, так и материальными трудностями.
 
  E-Mail as...

Copyright© 2003-2005

Микерова Л.Н.
Питинов А.В.