|
|||||||||||||||||||||||||||
Начало
алгоритмизации
Конспект лекций по методике преподавания информатики, читаемых Микеровой Л.Н. Информация готовится к публикации (Автор
приносит извинения за отсутствие ссылок на используемую литературу, т.к.этот
материал еще обрабатывается и будут дополнения, в том числе и литература)
Неразрешенные алгоритмы Например, только в XIX веке было доказано, что с помощью циркуля и линейки (т.е. исполнителя, допустимыми действиями которого являются геометрические построения с использованием циркуля, неограниченным раствором и бесконечной линейки без деления) нельзя решить задачу удвоения куба и трисекции угла (т.е. построить соответствующие алгоритмы). А ведь эти задачи известны с глубокой древности еще древними грекам было известно, что эти две задачи решаются с помощью других инструментов, иначе говоря, других исполнителей. Можно поставить перед учениками
вопрос: а существует ли такая задача, для решения которой нет алгоритма,
каким бы ни был исполнитель? Что бы ответить на этот вопрос потребовалось
создать новую науку - теорию алгоритмов. Теория алгоритмов - довольно
молодая наука. Довольно интересно ученикам будет проследить ее развитие: Примеры алгоритмов с различными исполнителями После изучения учениками понятий алгоритма и формального исполнителя будет полезным привести им примеры задач, в которых различные алгоритмы исполняют различные исполнители. Кроме того, можно предложить ученикам дома придумать всевозможные алгоритмы и исполнителей этих алгоритмов. Задача 1 Это старинная задача под названием
"Волк, коза и капуста" Разобрав этот задачу, ученикам станет ясно, что исполнителем этого алгоритма будет крестьянин. Задача 2 Пусть у нас есть исполнитель, назовём его Водолеем, который может переливать воду. Для наглядности его можно представить в виде пожарного, со шлангом, из которого течет вода. Используя, этот исполнитель можно придумать много задач. Особенно интересно с этим исполнителем будет работать ученикам младших и средних классов. Задачи с Водолеем ученикам можно предложить примерно следующие: - Отмерить литр воды. - Взять две ёмкости: двух и трёх литровые банки, и предложить Водолею при помощи этих банок отмерить литр воды. - Водолею необходимо отмерить литр воды с помощью имеющихся у него одной трёх и одной пяти литровой банок, для заваривания чая. - Имеется одна пяти и одна восьми
литровая ёмкость. Используя эти ёмкости, Водолей должен наполнить однолитровую
банку. Задача 3 Данный исполнитель будет интересен ученикам 9 - 11 классов. Предположим у нас есть прибор, назовем его Удвоитель. На нем имеется экран с двумя клавишами. На экране написано число (обычно это число 0). При нажатии на первую кнопку число изображенное на экране увеличивается на 1, а при нажатии на вторую кнопку умножается на два. Здесь будет уместным разобрать с учениками примеры типа: - Получите с помощью Удвоителя число 9. - Получить число 17 меньше чем за 7 шагов. - На экране написано число 4. Получить из него число 15 меньше, чем за 6 шагов. Ученикам можно предложить в качестве соревнований (или на оценку) составить алгоритм получения какой-нибудь цифры за меньшее количество шагов. Задача 4 Работать с предложенным ниже исполнителем
будет интересно ученикам любого класса. Особенно полезно это будет тем ученикам,
которые параллельно на уроках математики изучают "координатную ось".
В начальный момент кузнечик находится в точке 0 числовой оси. Он может прыгать на три единицы вперёд и на две единицы назад. - Составьте алгоритм, который переводит Кузнечика из точки 0 в точку 7. - Перевести Кузнечика из точки 0 в точку 2. - Заставить Кузнечика побывать по одному разу в каждой из точек 1,2,3,4,5, не выходя за приделы отрезка от 0 до 5. - Кузнечик начал выполнение программы в точке 0, а закончил в точке 2. Затем та же программа была выполнена ещё раз. Где теперь оказался кузнечик? |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||